Сайт поклонников Урсулы Ле Гуин
Биография     Библиография     Статьи и рецензии     Интервью     Награды    Экранизации     Книжная полка     Ссылки

Компания предлагает пластиковые окна в Севастополе из цеха. Спешите!

Резец небесный (2002)

фильм «Резец Небесный»Последнее кинематографическое воплощение романа Урсулы К. Ле Гуин «Резец небесный» представляет собой довольно неудовлетворительный фильм, мало делающий для того, чтобы оживить книгу. Большинство его проблем может быть отнесено на счёт режиссёра, Филиппа Хааса, который навязал вялую игру талантливому составу участников.

Для тех из вас, кто незнаком с сюжетом, скажем, что он повествует о молодом человеке по имени Джордж Орр (которого здесь сыграл Лукас Хаас, не являющийся родственником режиссера), чьи сны становятся реальностью. Это приводит к тому, что его арестовывают, в результате чего он знакомится с Хизер Ле Лаше (Лиза Бонет), государственным защитником, которая занимается его делом. Получив испытательный срок за своё преступление (воровство наркотиков в госпитале, где он работает), Орр попадает к назначенному судом психиатру, доктору Уиляму Хаберу (Джеймс Каан), который быстро (слишком быстро в этом фильме) обнаруживает, что он может использовать сны Орра для содействия своей собственной карьере.

Далее следует серия эпизодов, показывающих последствия снов Орра. Хабер быстро становится знаменитым во всём мире психоаналитиком, а Ле Лаше — совладелицей престижной адвокатской фирмы. Между Ле Лаше и Орром вспыхивают чувства, и он продолжает встречать её в различных воплощениях после каждого своего сна.

Неизвестно, сколь сильным было влияние Урсулы Ле Гуин на этот фильм, но похоже, что не очень большим. Можно было надеяться, что она могла бы настоять на включение в экранизацию наиболее соответствующих и захватывающих моментов из своей книги (как это было в великолепной экранизации, выпущенной в 1980 году). Последнюю же экранизацию нельзя ни в коей мере назвать ни убедительной, ни эмоционально удовлетворительной.

Но всё же с этим фильмом не всё так плохо. Кинематография и музыка сделаны со вкусом и приятны для восприятия, а актёрской игре всё же удалось немного подняться над слабыми диалогами (телевизионная версия Алана Шарпа) и летаргическим темпом повествования. Актёры второго плана, более всего Дэвид Стрейтерн и Шейла Маккарти (играющие друга Орра — Мэнни и секретаршу доктора Хабера — Пэнни), довольно хороши в своей игре, а их роли были выписаны живыми и симпатичными. Если бы Алан Шарп написал в сценарии роли главных героев в такой же манере, как и роли исполнителей второго плана, то мог бы получиться великолепный фильм.

Этому фильму очень не хватает каких-то элементов неопределённости. И хотя в нём есть какое-то напряжение, его попросту недостаточно, чтобы преодолеть скучность и плакатность фильма. Впечатления от просмотра «Резца небесного» похожи на впечатления от прослушивания какой-то мягкой и приятной классической музыки, влетающей в одно ухо и вылетающей в другое.

Являясь поклонником творчества Урсулы К. Ле Гуин, хотелось бы увидеть экранизации и других её работ. Также хотелось бы, чтобы экранизацией «Резца небесного» занялся режиссер, более увлечённый этим романом, чем Филипп Хаас. Возможно, всем требованиям отвечал бы крупный проект с большим бюджетом, со Стивеном Спилбергом в качестве режиссёра.


© 2010 Ле Гуин