Сайт поклонников Урсулы Ле Гуин
Биография     Библиография     Статьи и рецензии     Интервью     Награды    Экранизации     Книжная полка     Ссылки

Компания предлагает пластиковые окна в Севастополе из цеха. Спешите!

Пандора пляшет танец вселенной

Отзыв на: Урсула К. Ле Гуин, «Всегда возвращаясь домой»

Книгу эту я читал довольно долго. Без больших перерывов — но, вероятно, растягивая удовольствие. Закончив же, возымел намерение кому-нибудь её порекомендовать. И главным вопросом дня стал следующий: кому же? Понятно, предполагается некий абстрактный сотоварищ по художественному вкусу — на здоровье! но в данном случае ввиду необычности произведения и абстрактный сотоварищ может быть в сомнениях. Возьмём дополнительный критерий: что можно вынести из этой книги и для кого это может быть небесполезным? Вкратце итог следующий: книга небесполезна для тех, кто практикует демиургию — создание миров. Вам, творцы вселенных и цивилизаций, рекомендую для повышения квалификации. Ниже — обоснования и дополнения.

Непосредственно книга является описанием некой доиндустриальной человеческой культуры. Действие перенесено в далёкое будущее, где в современной Калифорнии, как и по всей Земле, уживаются многочисленные миниатюрные народности, давно отказавшиеся от технологической цивилизации. Быт, биографии, обычаи, мировоззрение, художественные произведения, язык и прочие составляющие одной из этих народностей и составляет основное содержание книги. Представленная как «археология будущего», книга скорее «этнографична»: художественная биография одной из обитательниц Долины обильно и откровенно перемеживается с местными сказаниям, описаниями географии и нравов, стихами и тому подобным. Текст сплетается в живое представление о живом мире. Свершается Творение.

Впечатление авторского замысла хорошо укладывается в широко распространённое мнение о даосских наклонностях автора (ср. ;)). Собственно, «пусть государство будет маленьким, а население — редким», гласит Дао дэ цзын (гл. 80, пер. Ян Хин-шун). «Если в государстве имеются различные орудия, не надо их использовать. Пусть людям до конца своей жизни не уходят далеко от своих мест. Если в государстве имеются лодки и колесницы, не надо их употреблять. Даже если имеются воины, не надо их выставлять.» — и так далее. Книга как опыт построения даосской утопии, что и не скрывается. Игра талантливого автора на поле своей мечты. Таковы 99% всего текста.

Оставшийся процент ключевой. Точнее, наверное, стержневой: вокруг него вращается всё. Линия Пандоры. Пандора — альтер-эго автора. Пандора — исследователь Долины. Пандора — это Ле Гуин Домов Земных и Ле Гуин Домов Небесных. Пандора говорит с туземцами. Пандора говорит с читателем. Пандора — это книга в ваших руках о книге в ваших руках.

Пандора подаёт знак о возможности смотреть на книгу не только как на опыт, но и как на руководство. Смотреть на книгу, непосредственно замечая и отмечая, как она была написана. Пандора подаёт знак о возможности учиться демиургии. И Ле Гуин с её Хайнским циклом — залог, что Пандора имеет чему научить.

Ещё эта, обозначенная как руководство книга одновременно проста и сложна. Внешне проста, или упрощённа: никакой особой экзотики не предусмотрено, люди как люди, страна как страна. Но непроста в написании: не только название страны, «режим» и пара персонажей, чем довольствуются легионы фантастов. Полномасштабный срез народа, культуры, цивилизации. Как пример и образец книга превосходна.

Но образцовым опытом она не исчерпывается. Как было сказано, Пандора — вторая книга в миниатюре. Книга проблемная, ставящая вопросы. Книга, интересная демиургам никак не менее первой. Насколько далеко простираются возможности демиурга? Возможна ли История в мире без Истории, да и что такое «История» вообще? Каковы возможности взаимоотношений творца и сотворенного мира? Пандора говорит то что знает — порой обращаясь прямо к читателю. Пандора молчит, уступая читателю право на опыт.

Таковы две книги этой книги Урсулы Ле Гуин. Остаётся добавить о существовании возможностей, к демиургии или литературе непосредственно не относящихся. Например, возможность наблюдения взаимоотношений Ле Гуин и Пандоры, друг друга дополняющих и со-творяющих. Но сколько здесь ещё книг и кому их рекомендовать, мне неведомо.

Сообщество в ЖЖ


© 2010 Ле Гуин