Сайт поклонников Урсулы Ле Гуин
Биография     Библиография     Статьи и рецензии     Интервью     Награды    Экранизации     Книжная полка     Ссылки

Компания предлагает пластиковые окна в Севастополе из цеха. Спешите!

Елена Хаецкая. Сомнительная мудрость компромисса

Новое произведение Мастера — всегда событие. Понятно, что и Мастеру хочется, чтобы читали новые книги, а не перечитывали старые, чтобы знакомились с «последними достижениями», а не продолжали упрямо фанатеть на «Волшебнике Земноморья». Что ж, «Голоса» уже нашли своего читателя.

Обсудим?

Город Ансул захвачен кочевниками из пустыни — альдами. Аж семнадцать лет назад. Причем — как захвачен? Кочевники наскочили на крепость, но с ходу взять не смогли. И... засели на целый год в осаду.

Давайте вспомним, как шли по Руси монголо-татары. Сидели они под стенами наших городов, если те оказывали упорное сопротивление? Или обтекали упрямую крепость и шли дальше? Да и кто высиживал по году? Даже в средневековой Европе такое было большой редкостью. Ну ладно, допустим. Все-таки не исторический трактат, а художественное произведение.

Затем Ансул пал, и альды хлынули на улицы прекрасного богатого города, убивая, грабя и насилуя. В результате такого насилия родилась наша героиня — Мемер, «осадное отродье», дочь знатнейшей ансульской женщины из рода Галва.

Мемер и становится той, к кому перейдет наследие Галва: умение читать книги. Не просто читать, а читать. С помощью книг Оракул через своего читателя делает предсказания, впрочем, весьма двусмысленные и требующие истолкования. Тоже неоднозначного. Особенно если учесть, что саму фразу, являющуюся собственно предсказанием, все слышат по-разному. В общем, нелегкая это работа, но Мемер, мы верим, справится.

Ансульцы ненавидят захватчиков. Но при этом за семнадцать лет не произошло ни одного восстания, а то единственное, которое случилось у нас на глазах, оказалось бездарным и бесславным. Странно?

Однако ж не произошло и сближения между победителями и побежденными. Ни одного перехода из одной религии в другую, ни одного честно заключенного брака, ни одного усыновления... вообще ничего! Просто семнадцать лет живут бок о бок и молча ненавидят.

И только потом выясняется, что альдский правитель Ансула, ганд Иораттх, оказывается, очень-очень любил свою наложницу из знатного ансульского рода. Причем она отвечала ему взаимностью. И все эти годы они шхерились по шатрам, как подростки, и никому не объявляли о своем браке!

Понадобилось появление в городе сказителя Оррека, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки. Оррек повыступал немного с легендами и песнями, и тут Иораттха с одной стороны, и Лорда-Хранителя (негласного лидера Ансула) с другой, посетила светлая идея — заключить союз. Как? Установить вместо грабительского ига протекторат. Большая часть романа посвящена именно выработке этой новой политической программы. «Я возлагаю первоочередную надежду на восстановление нашей свободы через попытку убедить их (альдов), что мы куда более выгодны им в качестве союзников, чем рабов. Это потребует времени. И, разумеется, завершится компромиссом, а не победой».

Вот в таком духе — половина текста. Как будто читаешь политический журнал.

Недостатком книги я считаю необязательность многих персонажей, неразвитость многих сюжетных «крючков». Например: у Оррека есть «дар», но «неправильный» — все представители его рода потомственные «разрушители», а Оррек уродился «созидателем», поэтом. Но это в тексте никак не сыграло. Просто упомянулось как атрибут Оррека. Другим атрибутом поэта является его жена и при ней ручная львица. Ну, жена, ну, львица. А могли быть — пояс, длинные волосы и фибула с морским коньком. Разницы для сюжета, да и для психологической характеристики героя — никакой.

Неудачен и сам перевод — невыверенный, не отредактированный. Одно из самых популярных божеств Ансула, Леро, например, в начале книги — бог, а дальше по тексту — богиня. Разгрузочные дни, которые хозяйка устраивает своей львице, названы «постом». Но ведь пост имеет религиозное значение и связан не только с отказом от пищи или от определенного вида пищи, но и с другими практиками, молитвой, медитацией. А львица во время «поста», как вы понимаете, отнюдь не медитирует.

Я не стала бы придираться к этому «посту», если бы в тексте не уделялось так много внимания религиозным вопросам. Но об этом твердят все герои с первой страницы до последней. Дело в том, что захватчики-альды — строгие монотеисты и к тому же боятся книг, считают их дьявольской ловушкой для священных слов. Ансульцы, напротив, политеисты, у них на каждом углу алтари, кумиры и места для поклонения божествам (как у римлян). И книги для ансульцев не только источник знаний или удовольствия, но и способ пророчествовать.

Так что культурное сближение двух народов сильно затруднено. Впрочем, при выработке программы будущего взаимодействия как раз этой проблеме внимания почти не уделяется. Ниже будет показано, почему.

Но кто же делает первый робкий шаг навстречу? Фанатики-альды. Юноша-альд по имени Симме знакомится с Мемер. Симме одиноко в Ансуле, где его все ненавидят, он искренне хочет подружиться с ровесником, завести девушку. Что же отвечает ему Мемер? «Видишь ли, Симме, друзьями мы с тобой все равно никак стать не можем. По крайней мере до тех пор, пока ты не сумеешь прочесть то, о чем говорит этот фонтан. Пока ты не сможешь коснуться священного камня у нашего порога и попросить у моего дома благословения».

Но ведь Симме не сможет этого сделать! Никогда. Религия, вера Симме отвергает святость камней, перекрестков, травинок, фонтанов и прочих обозначений языческих богов. Ансульцы удивлены таким фанатизмом: ну конечно же, ваш Аттх (единый бог альдов) — сильный и хороший бог, но и наши боги — тоже боги. Мы включим Аттха в наш пантеон, а вы будьте любезны поклоняйтесь каждому круглому камню на площади.

Поэтому в тот политический компромисс, который предлагают ансульцы альдам, входит по крайней мере один опасный компонент. Дело в том, что формулировка Мемер в точности повторяет ту, которая отправляла во времена Нерона христиан на смерть. «Поклонитесь нашим богам, откажитесь от вашего монотеизма, и будете счастливы».

Нет, не быть альдам счастливыми. Пока «терпимость» в духе Ансула будет им навязываться так категорически. Тут уж поневоле порадуешься тому, что альды захватили Ансул, а не наоборот.

Источник: Книжная ярмарка в ДК им. Крупской


© 2010 Ле Гуин